Институт Страхового и Инвестиционного Бизнеса
Институт страхового
и инвестиционного бизнеса
Желающий учить того, кто высокого мнения о своих познаниях -
попусту тратит время. Демокрит
+7(495)517-13-86
+7(916)134-04-65
НАПИШИТЕ НАМ
  ИДПО ИСИБ
  Профстандарт
  Компетенции
  Обучение
  Андеррайтинг
Заказать обратный звонок
Главная

Саморегулируемые организации

Ерофеева
Алия Азифовна

Заместитель директора
Тюменского филиала
ОАО «ГСК «Югория»

Саморегулируемые организации (определение, назначение, механизм функционирования)

Саморегулируемые организации - это некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ о СРО и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

СРО должны быть зарегистрированы в государственном реестре саморегулируемых организаций.

Основное назначение саморегулируемых организаций - это перенос надзорных и контрольных функции за деятельностью субъектов в конкретной отрасли с государства на непосредственных участников рынка.Основным полномочием партнёрств является выдача разрешений – допусков.

Задача саморегулируемых организаций - не допустить на рынок малоэффективные компании, не способные отвечать по своим обязательствам.

С момента принятия Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» процесс лицензирования для ряда работ официально заменен саморегулированием.Теперь, вместо того, чтобы получать лицензию, предприниматели или юридические лица, занимающиеся профессиональной деятельностью, должны стать членамисаморегулируемой организации и выполнить все установленные ею требования, нормы и правила.
После вступления в СРО, члены получают свидетельство о допуске к определенным видам работ. Важным отличием данного документа от лицензии является то, что свидетельство - бессрочно.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О саморегулируемых организациях" регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемой организации, деятельностью саморегулируемой организации, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемой организации и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Саморегулируемая организация юридически представляет собой некоммерческое партнерство, поэтому ее создание осуществляется в два этапа: регистрация (создание) некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства; приобретение некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации путем выполнения установленных законодательством требований.Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра (ст. 3 ФЗ о СРО).

Особенностью саморегулируемой организации, в сравнении с иными юридическими лицами, являются: специфические функции, права и обязанности саморегулируемой организации; возложение на саморегулируемую организацию ответственности за деятельность своих членов.

Саморегулируемая организация выполняет следующие функции (ч. 1 ст. 6 ФЗ о СРО):

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ФЗ о СРО и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном ФЗ о СРО и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Наряду с этими основными функциями саморегулируемые организации вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции [1].

В соответствии с установленными функциями, в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право:

  1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  3. вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  4. запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Отличительной особенностью саморегулируемых организаций от объединений субъектов предпринимательской деятельности, не обладающих таким статусом, помимо специфических прав, обязанностей и функций, является также возложение на саморегулируемые организации ответственности за деятельность своих членов.

С 1 января 2010 г. саморегулируемые организации несут гражданско-правовую ответственность за действия своих членов. Члены саморегулируемой организации, вступая в данную организацию, вносят определенную сумму в ее компенсационный фонд. Компенсационный фонд саморегулируемой организации - одна из основ стабильности всей системы саморегулирования. Его существование базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены саморегулируемой организации. Это требует от некоммерческих партнёрств определённого подхода при принятии решении о зачислении новых участников - чем выше будут требования к ним, тем меньше вероятность наступления выплат компенсаций.

В отдельных отраслях саморегулирования более высока частота применения механизма страхования ответственности, т.е., осуществления страховых выплат в связи с причинением ущерба третьим лицам. В этой связи стоит указать на две причины страхования членов саморегулируемой организации. Первая - воспользовавшись услугами страховой компании, компания - член саморегулируемой организации уменьшает тем самым сумму своего взноса в компенсационный фонд. Вторая причина заключается в том, что страховая компания защищает компенсационный фонд саморегулируемой организации. При вынесении вердикта в пользу заказчика именно страховая компания принимает на себя первый удар по обязательствам полиса гражданской ответственности. Если полис не покрывает нужную сумму, включается компенсационный фонд. Впоследствии член саморегулируемой организации, за которого заплатил фонд, должен будет возместить сумму компенсации на условиях и в сроки, утвержденные общим собранием саморегулируемой организации.

В настоящее время выделяют два основных принципа, в соответствии с которыми формируются саморегулируемые организации: региональный и отраслевой. По региональному принципу объединяются члены саморегулируемой организации, работающие в одном или нескольких соседних регионах. По отраслевому принципу объединяются члены саморегулируемой организации, работающие в одной достаточно узкой сфере деятельности [2].

Виды Саморегулируемых организаций:

  • СРО в строительстве. Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства  - ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
  • СРО в  проектировании.Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации объектов капитального строительства - ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
  • СРО в инженерных изысканиях.Государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания объектов капитального строительства - ведет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
  • СРО оценщиков. Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
  • СРО аудиторов. Единый государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов ведет Министерство финансов Российской Федерации
  • СРО энергоаудиторов, СРО в области энергетических обследований. Единый государственный реестр саморегулируемых организаций энергетических аудиторов ведет Министерство энергетики Российской Федерации
  • СРО кредитных кооперативов. Единый государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных кооперативов ведет Министерство финансов Российской Федерации
  • СРО арбитражных управляющих. Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
  • Добровольные СРО. Государственный реестр саморегулируемых организаций добровольных СРО ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) [3].

В настоящее время прошел первый этап обсуждения Законопроекта о саморегулируемых организациях (СРО) на финансовом рынке. Банк России настаивает на двух принципиально важных моментах - обязательством членстве участников рынка в СРО, а также на обязательном характере для участников рынка профессиональных стандартов, которые принимаются СРО. Первоначально законопроект о СРО на финансовом рынке считался спутником пакета документов по созданию мегарегулятора.

На страховом сегменте партнерами регулятора и саморегулируемыми организациями могут выступать, согласно первоначальной версии законопроекта, профобъединения страховщиков [4].

Органами управления саморегулируемой организации являются:

  1. общее собрание членов саморегулируемой организации;
  2. постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;
  3. исполнительный орган саморегулируемой организации.

Схема функционирования саморегулируемой организации в общих чертах такова. Главная роль отводится общему собранию членов саморегулируемой организации. На общем собрании обсуждаются критерии ответственности членов саморегулируемой организации и формы контроля за их деятельностью, рассматриваются и утверждаются кандидатуры руководителей исполнительных органов саморегулируемой организации. Здесь же принимаются важнейшие решения по всем направлениям работы саморегулируемой организации.

Основная нагрузка ложится на директора, бухгалтера, юристов и руководителя контрольного комитета, в обязанности которого входят проверка профессиональной деятельности компаний - членов саморегулируемой организации, аттестация и обучение их сотрудников. Контрольный комитет также отвечает за экспертное и юридическое сопровождение фирмы - члена саморегулируемой организации при возникновении конфликта с заказчиками.

Все текущие вопросы отнесены к компетенции Правления саморегулируемой организации. Работа в саморегулируемой организации ведется по нескольким направлениям: плановая проверка членов саморегулируемой организации, прием жалоб от заказчиков, разбор инцидентов, сопровождение страховых случаев, прием в саморегулируемую организацию новых членов, дисциплинарная работа и разработка нормативных документов.

Свидетельство о допусках к различным видам работ выдается компании - члену саморегулируемой организации бессрочно, но с условием ежегодной проверки ее деятельности сотрудниками саморегулируемой организации. Тем самым остальные члены саморегулируемой организации как бы получают гарантии от саморегулируемой организации относительно финансовой и профессиональной состоятельности данной компании. Проверки проходят по графику с предварительным уведомлением. Финансирование этой работы осуществляется за счет ежегодных взносов компаний - членов саморегулируемой организации.

Членами саморегулируемой организации самостоятельно разрабатываются правила контроля в области саморегулирования, а также документы, устанавливающие систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.


1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О саморегулируемых организациях" [электронный документ]. (дата обращения 01.06.2014).
2. Получение допусков и вступление в СРО. [электронный документ]. (дата обращения 01.06.2014).
3. Информационный портал «Всё о саморегулировании».[электронный документ]. (дата обращения 01.06.2014).
4.ЦБ РФ инициирует новый этап обсуждения законопроекта о СРО на финансовом рынке.Интерфакс, 3 апреля 2014 г.[электронный документ]. (дата обращения 01.06.2014).

Марина Васильева
Расчет выплаты в ОСАГО
Алла Бакланова
Расчет ЛСП в страховании НС
Профессия - специалист по урегулированию
убытков
Профессия -
актуарий
Яндекс.Метрика